Современным средством в выявлении и определении качества образования на уровне образовательного учреждения является мониторинг качества образования. Необходимым условием реализации управления процессом формирования компетентностей обучающихся является постоянный внутренний мониторинг качества.
В своей работе провожу мониторинг как инструмент оценки качества образования.
Есть внешняя и внутренняя оценка качества образования.
Внешняя оценка качества образования – оценка, данная качеству образования в ОУ государством, социумом и т.д. Это наиболее приоритетная оценка.
Внутренняя оценка качества образования – оценка, данная самой личностью. Данная оценка используется для осуществления обратной связи с обучающимися и необходимой корректировки в проведении образовательного процесса.
Основные направления деятельности по освоению мониторинга включают:
- работа с разнообразной информацией и средствами ее получения у всех участников образовательного процесса – педагогов, родителей, учащихся;
- организацию накопления и оформления практических знаний и опыта в области мониторинга в виде тематических материалов;
- проведение семинаров, педагогических и методических советов по проблемам мониторинга;
- контроль качества используемых средств сбора информации.
Использую мониторинг развития знаний, умений, компетенций и компетентностей обучающихся.
Данная система построена с использованием модели «цель-результат» и с учетом характеристик процесса обучения. Основаниями для сравнения служат как динамические характеристики, так и сравнительные результаты относительно группы обучающихся или возраста. В качестве объекта выступают знания отдельного обучающегося, по которым допускаются выводы о ситуации в учебном классе, учебной группе. Результаты мониторинга предназначены как для принятия тактических управленческих решений по коррекции процесса образования, так и для выработки стратегических решений.
С помощью мониторинга пытаюсь ответить на вопросы об эффективности информационно-коммуникативной технологии обучения, выделить факторы, влияющие на качество обучения.
Принципы мониторинга
Построение любой из отмеченных систем мониторинга основывается на следующих общих принципах.
1. Принцип объективности информации, согласно которому запрашиваемые данные должны быть максимально формализованы и легко проверяемы.
2. Принцип сравнимости данных – один и тот же объект должен изучаться на основе одинаковых эмпирических показателей.
3. Принцип адекватности – изучение системы с учетом изменяющихся внешних условий (на соответствие им).
4. Прогностичность – получение данных, позволяющих прогнозировать будущее состояние системы, возможные изменения в путях достижения поставленных целей. Этот принцип предполагает оценку возможных тенденций.
Дифференциация учащихся осуществляется по результатам определения параметров личностного развития и по показателям уровня обучаемости.
В рамках английского языка овладела методиками выявления уровня обучаемости и обученности учащихся. Сравнение данных показателей позволяет определить зоны актуального (обученность) и ближайшего развития (обучаемость) каждого ученика и спрогнозировать успешность продвижения учащегося к зоне ближайшего развития.
Методику выявления уровня обучаемости (по Третьякову П.И.):
- Выбирается учебный материал на 7-8 минут (для старших классов до 15 минут).
- Повторяется все, что нужно для овладения новыми знаниями и умениями.
- Объясняется учебный материал и его применение при выполнении учебного задания.
- Учащиеся выполняют задание на применение знаний и умений в сходной ситуации.
- Разбирается образец применения знаний и умений в измененной ситуации.
- Проводится самостоятельная работа (на 10-15 минут) с перечнем следующих заданий:
1) напиши, что ты усвоил нового;
2) ответь на вопросы (предлагаются вопросы причинно-следственного характера);
3) выполни задания (предлагаются задания разного уровня): по образцу; в измененной ситуации; в незнакомой ситуации.
Уровень обучаемости определяется следующим образом: выполнение всех 4-5 заданий соответствует III уровню обучаемости; если выполнены 3 задания − II уровень обучаемости; если менее 3-х заданий − I уровень обучаемости.
Выявление уровня обучаемости и обученности обучающихся
по английскому языку (по Третьякову П.И.).
Таблица 1
Класс |
Дата |
Кол-во уч-ся |
I уровень |
II уровень |
III уровень |
6 Б |
15.10.12 |
16 |
5 |
6 |
5 |
7 А |
22.10 12 |
14 |
4 |
6 |
4 |
8 А |
24.10.12 |
12 |
5 |
4 |
3 |
9 А |
29.10.12 |
12 |
3 |
3 |
6 |
10 А |
21.10.12 |
16 |
4 |
6 |
6 |
11 Б |
24.10.12 |
16 |
4 |
7 |
5 |
При этом обученность понимается как реальный уровень овладения учащимися знаниями, умениями, навыками и способами деятельности. Всего можно выделить 5 уровней обученности:
Минимальный уровень включает овладение операциями различения и запоминания):
1) Распознавание (различение) − ученик способен узнать и выделить материал по существенным ярким признакам («Выбери …», «Найди …», «Продолжи … ».
2) Запоминание − ученик способен дать определение.
Обучаясь на данном уровне учащийся способен выполнять операции узнавания (различения) и запоминания (1 и 2 задания в описанной методике выявления уровня обучаемости).
К базовому уровню относятся:
3) Понимание и осознанное применение знаний по образцу (3-е задание в описанной методике), согласно которому в дополнение к предыдущему уровню учащийся демонстрирует понимание изученного программного материала и применение его по образцу.
4) Повышенный уровень (профильный), при этом ученик способен применять знания и умения в измененной ситуации ( 4-е задание в методике).
5)Творческий уровень, при котором ученик осуществляет «перенос» усвоенных знаний, умений, навыков и способов деятельности в незнакомые ситуации (5-е задание в методике).
Уровень обученности школьников можно определить и с использованием показателей, характеризующих уровень сформированности системы качества знаний учащихся, разработанных Т.И. Шамовой и Т.М. Давыденко с позиций прочности, действенности и системности знаний. Так, показатели сформированности качества знаний включают в себя следующие:
Показатели прочности знаний:
1) свободное воспроизведение существенных признаков понятий и их использование при решении учебных задач;
2) полное сохранение и воспроизведение знаний при отсроченном контроле;
3) четкая организация самостоятельной познавательной деятельности;
4) преимущественное использование логической памяти;
5) владение умением выделять главное в учебном материале, структурировать его.
6) наличие умения свертывать и схематизировать знания при запоминании и развертывать их при воспроизведении.
Показатели действенности знаний:
1) Свободное объяснение явлений, фактов соответствующими правилами, закономерностями;
2) правильное (безошибочное) применение всех правил или основных понятий.
3) свободное применение знаний по образцу, в измененных и новых ситуациях;
4) самостоятельное преобразование учебного материала и поиск новых путей решения проблем.
5) владение мыслительными действиями по преобразованию учебного материала;
6) четкая самоорганизация, самоконтроль и самооценка своей деятельности.
Показатели системности знаний:
1) Полное знание существенных признаков понятий, законов;
2) свободное установление связи между понятием, его конкретным выражением и законом;
3) владение умением сравнивать и анализировать основные признаки понятий, сами понятия, изучаемые объекты;
4) самостоятельное выявление причинно-следственных связей;
5) владение обобщением по системе существенных признаков;
6) проявление устойчивого интереса к теоретическому осмыслению изучаемых явлений и к процессу познавательной деятельности.
Таблица 2
Структура информационно-коммуникационной деятельности обучающихся по предмету английский язык
Элементы структуры |
Коммуникационные |
Инновационные |
Базовые свойства личности |
||
Интеллектуальные действия |
Сопоставлять и сравнивать Систематизировать Обобщать Приобретать новые знания |
Анализировать и синтезировать Критически осмысливать накопленный опыт Генерировать идеи |
Обобщенные компетентности |
||
Социальные |
Коммуникативность |
Самосовершенствование |
Инструментальные |
Делать выводы |
Владеть методами анализа и синтеза |
Пользоваться таблицами, схемами |
Осуществлять литературный поиск |
|
Находить и перерабатывать информацию |
Проводить необходимые эксперименты, интерпретировать результаты и делать выводы |
|
Использовать информационные средства и технологии |
||
Владеть русским и иностранным языком |
||
Общепрофессиональные |
Моделировать |
Анализировать и синтезировать |
Планировать и организовывать |
Обосновывать и принимать решения |
|
Управлять |
Прогнозировать |
|
Составлять |
Выбирать методы исследования, планировать и проводить необходимые эксперименты, интерпретировать результаты и делать выводы |
|
Оценивать |
||
Устанавливать |
Деление деятельности ученика на два уровня – коммуникационный и инновационный (табл. 2) – можно использовать как основу для организации дифференцированного подхода в обучении.
Непременным условием адекватности мониторинга является использование единства принципов оценивания на всем протяжении диагностики.
На основе «Требований к уровню подготовки выпускников» создаётся фонд оценочных средств по теме, из которых далее формируются проверочные, контрольные работы, тексты. При этом задания подбираются по каждой рубрике требований:
- что учащиеся должны знать/понимать;
- уметь;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Умения в познавательной деятельности оцениваются с позиций:
1) использования различных методов познания: наблюдения, измерения, опыта, эксперимента, моделирования;
2) определения структуры объекта познания, выделения функциональных связей между частями целого;
3) выделения причинно-следственных связей;
4) умения различать структурные элементы знаний: факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому;
5) сравнения, сопоставления, классификации, ранжирования объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;
6) исследования несложных практических ситуаций, выдвижения предложений.
Умения в информационно-коммуникативной деятельности:
1) Приведение примеров, аргументов, формулирование выводов;
2) перевод информации из одной знаковой формы в другую (из таблицы, схемы, аудиовизуального ряда в текст).
Умения в рефлексивной деятельности:
1) Организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств);
2) умение прогнозировать результат;
3) поиск и устранение причин, описанных в заданиях трудностей, проблемных ситуаций;
4) оценочные умения.
Фонд оценочных средств формируется из заданий 3-х уровней сложности в следующем процентном соотношении:
1-ый уровень: задания на применение знаний, умений и способов деятельности в знакомой ситуации - 35%;
2-ой уровень: задания на применение знаний, умений и способов деятельности в изменённой ситуации - 50%;
3-ий уровень: задания на применение знаний, умений и способов деятельности в незнакомой ситуации - 15%.
− при проверке работ учащихся и анализе результатов выполнения:
1) выявлять успешность овладения каждым элементом знаний и умений, способами деятельности;
2) планировать коррекцию знаний, умений, навыков и способов деятельности по группам учащихся и индивидуально;
3) при необходимости вносить коррективы в календарно-тематическое планирование с целью отработки необходимых знаний и умений из ранее пройденного материала.
Планирование, организация и анализ постановки самостоятельной работы учащихся по овладению знаниями, умениями, навыками и способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельности позволит обеспечить управление учебным процессом в соответствии с учебными возможностями учащихся.
Данные, приведенные в таблице 3, позволяют сделать вывод о росте количества обучающихся, обладающих навыком информационной самостоятельной деятельности.
Таким образом, на протяжении трех лет применения информационно-коммуникационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности, отмечается значительный рост мотивации к изучению английского языка. Результаты моего педагогического мониторинга выявили качественный рост результатов обучения.
Таблица 3
Учебный год |
% успеваемости |
% качества |
|
2011 |
98% |
54% |
|
2012 |
100% |
57% |
|
2013 |
100% |
59% |
|
За последние годы выросло количество обучающихся, желающих участвовать в игре «Британский Бульдогу», в олимпиадах, конференциях и различных творческих конкурсах. Ребята с удовольствием берутся за различные исследовательские работы и проекты, представляя их на школьных, районных, областных конференциях.
Я верю в своих учеников и считаю, что все дети способные и каждый ребенок работает в меру своих сил, поднимаясь на свою «вершину». Всю свою педагогическую деятельность я направляю на повышение качества образовательного процесса.