Рейтинг образовательных сайтов mega-talant.com
«Мега-Талант» Алексеева Любовь Геннадьевна - Обобщение педагогического опыта работы классного руководителя
Понедельник, 21.07.2025, 21:34
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт Алексеевой Л. Г.

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Обобщение педагогического опыта работы классного руководителя

                     

                                                                    Покинут счастьем будет тот,
                                                                    Кого ребенком плохо воспитали.
                                                                    Побег зеленый выпрямить легко,
                                                                    Сухую ветвь один огонь исправит.      

                                                                                                             (Саади)

                                 
           В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Одни учителя считают ее дополнительной к своей преподавательской деятельности, другие называют ее самой главной. Как бы ни была трудна работа классного руководителя, она, несомненно, нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между обучающимися. В классах реализуется забота о социальном благополучии детей, решаются проблемы их досуга, осуществляется первичное сплочение коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера. Организатором и координатором деятельности обучающихся в классе является классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с их родителями, искренне стремится помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе.
Воспитание - важнейшее явление духовной жизни общества для всех времен и народов. Без воспитания немыслима жизнь человеческого общества, ибо его назначение - передача накопленных знаний и жизненного опыта от поколения к поколению. В этом заинтересованы все: и учителя, и родители, и сами дети. Здесь равнодушных нет. В связи с этим роль педагога проявляется в следующих аспектах - как учителя-предметника (воспитание средством своего предмета), как классного руководителя (воспитание через систему ценностей и традиций школы, установок общества в процессе внеклассной работы с обучающимися, через взаимодействие с семьей, социумом, с обществом).

          Свою работу классного руководителя начинала с планирования воспитательной работы в классном коллективе. Планирование – это творческий процесс, не прекращающийся на протяжении всей работы с детьми. Важно осознать место и суть этого плана в системе деятельности самого классного руководителя, иначе говоря, ответить на вопросы: зачем, как и что планировать. Считаю, что первое с чего необходимо начать планирование – это изучение основных законов государства в области образования и локальных актов школы. А это: закон РФ “Об образовании”, “Конституция РФ”, “Конвенция прав ребёнка”, “Устав ОУ”, положение о классном руководителе, памятки для классных руководителей. Планирование воспитательной работы в классном коллективе основывается на сотрудничестве педагогов, детского коллектива, родителей обучающихся и общественности, осмыслении ими целей и задач своей совместной деятельности и на желании сделать школьную жизнь интересной, полезной, творческой.

Анализируя воспитательную деятельность за прошедший период, выясняю, что сделано с классом:

  • количество проведённых мероприятий, формы и методы проводимых мероприятий, их результативность, влияние на классный коллектив, в общем, и в частности на отдельных воспитанников, которые находятся у педагога на контроле;
  • работа с органами самоуправления – отмечаются отдельные активисты по классу и школе;
  • работа с родителями – формы работы, их эффективность, активные родители, на которых опирается в работе педагог;
  • итоговые выводы по анализу воспитательной деятельности с классом, – какие задачи в процессе работы решены, и что не удалось выполнить полностью и почему.

В результате делается вывод, над какими проблемами необходимо работать в следующем учебном году, какие цели и задачи поставить на будущее.

      Важное место в своей работе классного руководителя мною уделяется диагностике и мониторингу развития классного коллектива. Мы применяем в этом случае несколько видов анкетирования всех участников воспитательного процесса: УРЛО уровни развития личности обучающихся, межличностных отношений (социометрия), познавательного интереса, психологическая самоаттестация коллектива, удовлетворённость школьной жизнью, самооценка черт характера, а с 7 класса профессиональная диагностика. Полученные данные обязательно сравниваются с уже имеющими показателями по предыдущему учебному году, строится график развития классного коллектива. В итоге наблюдений мною делаются выводы, в каких направлениях необходимо работать – ставятся конкретные цели и задачи воспитательной работы на ближайшее развитие, а также планируются на будущее вперёд. Диагностика классного коллектива проводится как min 2 раза в год – сентябрь и апрель.

      Жизнедеятельность классного коллектива строится по типу линейно-хронологического плана, где содержится перечень мероприятий, расположенных помесячно. Также определяются приоритетные направления воспитательной деятельности, исходя из цели работы школы. Мероприятия планируются исходя из социального заказа родителей, пожеланий обучающихся и потребностей современного времени. Поэтому, чтобы в будущем легче было отслеживать эффективность проводимых воспитательных дел, мною ведутся “Педагогические наблюдения”, где фиксируется результативность проводимых мероприятий, эффективность выбранных форм и методов, участие детей, родителей и общественности в реализации запланированных дел.

         Сценарии проводимых воспитательных мероприятий, классных часов, конспекты бесед по различным тематикам, разработки КТД накапливаются в моей методической копилке.

        Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей, выработку близких по сути требований, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося. Стараюсь привлекать родителей к участию в воспитательном процессе в школе, классе, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и за ее пределами. Мною координируются усилия по образованию и самообразованию ребенка, изучается информация о наклонностях ребят, материально-бытовых условиях, психологическом климате в семье. Мною также организовывается работа по повышению педагогической и психологической культуры родителей через проведение родительских собраний, совместную деятельность. Родительские собрания провожу в форме «Круглого стола», тренинга, «Треугольника» (совместно с детьми),  огоньков, «Дней именинников». Большую помощь мне оказывают родители в организации походов и поездок.

      Индивидуальную работу с обучающимися  осуществляю с целью развития личности каждого ученика. Для этого мною разработана “Индивидуальная карта развития обучающегося”, где фиксируются его достижения в любой сфере деятельности от школьного уровня до регионального. Карта ведется с 1 по 11 класс.

      В процессе своей  педагогической деятельности взаимодействую с учителями-предметниками. Такая работа с педагогами строится не только на консультации о слабо и хорошо успевающих учениках, но и отслеживании детей “зоны повышенного внимания”, т.е. ребят, к которым необходим индивидуальный подход в связи с их психофизиологическими особенностями, ребят, которым необходима индивидуальная консультация по тому или иному предмету. Осуществляется совместная разработка общих педагогических требований и подходов к детям в учебно-воспитательном процессе на основе целей школы; представление интересов своих мальчишек и девчонок на педагогическом совете; привлечение учителей к работе с родителями; включение обучающихся своего класса в систему внеклассной работы по предметам: разнообразные предметные кружки, факультативы, выпуск предметных газет, совместную организацию и участие в предметных неделях, тематических вечерах и других мероприятиях.
 Большое значение в деятельности классного руководителя придаю сотрудничеству с педагогами дополнительного образования.
Взаимодействие с ними помогает использовать все многообразие системы дополнительного образования детей для расширения познавательных, творческих способностей  детей, стимулирования их самоопределения, саморазвития и самовоспитания, желания расширить зону общения; поддерживает допрофессиональную подготовку обучающихся. Постоянно способствую включению школьников в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы), действующие как в нашей школе, так и в ДЭБЦ, ДЮЦ, ДШИ, ДЮСШ. Многие обучающиеся с удовольствием посещают кружки и секции. Головин Андрей и Кравченко Сергей  занимаются в МШИ, Невинская Наташа, Кочегаров Костя и Морозова Настя рисуют в художественной школе, Крашенинников Валя и Трофименков Денис увлечены брэйк-дансем, шесть ребят занимаются в волейбольной секции, Чепкасов Сергей совершенствуется в теннисе, шашках, армрестлинге, Горбунова Аня и Юрмазова Настя танцуют в ансамбле «Радуга». Шестеро ребят занимаются в школьном музее по курсу «Этнография», Раров Богдан и Трофименков Денис являются волонтерами школы.

       Как классный руководитель большое внимание уделяю воспитанию здоровому образу жизни обучающихся.  Систематически взаимодействую с медицинской службой: организую консультации школьников и родителей с психотерапевтом, логопедом и другими узкими специалистами. Совместно с медицинскими работниками (медосмотр) проводится мониторинг показателей соматического здоровья, гигиеническое обучение школьников(беседы специалистов ЦРБ).
       Поддерживаю взаимодействие с учителями физической культуры, лечебной физкультуры, тренерами спортивных секций.
Мною, совместно с учителями физической культуры, проводятся спортивные праздники, спартакиады, туристические походы, «А ну-ка, парни!», игра «Зарница». Следует отметить, что в подобных соревнованиях участвует весь класс. Кто не соревнуется, тот  сочиняет кричалки, рисует плакаты, является активным болельщиком.

 

      В классе два года назад была создана газета «Максибум», которая входит в состав школьной газеты «EXPERT».                         

     Газета освещала жизнь класса, деятельность каждого члена классного коллектива. Почти все обучающиеся класса привлекались к выпуску газеты. Данный вид деятельности развивает в детях творческие способности, поддерживает талант и инициативу (самореализацию). Создание газеты  способствует развитию у детей художественного вкуса, помогает в выборе правильной ориентации в окружающем мире, т.е. самоопределению, развивает умение критически оценивать свои поступки (самоанализ). Газета является визитной карточкой, лицом класса, источником информации о нём. Из страниц газеты можно узнать информацию о классе. Газета - важнейшее средство самовыражения детей. Именно школьные, классные газеты позволяют ребятам научиться высказывать свои идеи, помогают лучше познать себя и окружающий мир. Кроме того, в процессе совместной деятельности по созданию газеты между одноклассниками устанавливаются отношения взаимопонимания. Дей­ствительно, создание газеты - очень значимая часть жизни класса.

       Всякий ребёнок требует деятельности, и притом серьёзной деятельности.
Прогресс не стоит на месте. Каждый день приносит миру маленькие и большие открытия, которые пополняют копилку коллективного человеческого интеллекта. И современному молодому человеку просто необходимо успевать повышать свой интеллект, чтобы шагать в ногу с прогрессом, чтобы занять в жизни определенную социальную нишу, овладеть профессией, стать профессионалом в своей профессии, а, следовательно, стать мобильной личностью, легко адаптирующейся к многообразному яркому жизненному процессу.
Объектом воспитания является, конечно, ребенок. Конечной целью моей воспитательной системы является – подготовка ребят класса к жизни.  Перед нами встает вопрос “что и как формировать у ребенка, чтобы достичь вышеуказанной цели?”.
    Личности формируются и развиваются в деятельности. И чем богаче и содержательнее будет специально организованная педагогом деятельность, тем больше возможностей создастся для целенаправленного воздействие на становление социально ценных отношений школьников к явлениям окружающей действительности, на формирование их самосознания, самовоспитание духовных потребностей личности, в том числе в труде, творчестве, общении, в самоотдаче лучшего в себе другим людям. Таким образом, организация воспитывающей и развивающей деятельности – одна из основных задач педагога, а значит и моя.

 

 

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Июль 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 29

Copyright MyCorp © 2025
Бесплатный хостинг uCoz