Проблема развития творческих способностей обучающихся приобретает сегодня особую актуальность. В современных условиях педагогического процесса она является значимой научной проблемой, имеющей историческое, этническое, культурологическое и социально-педагогическое значение.
Предмет «Английский язык» занимает важное место в реализации Федерального государственного образовательного стандарта из-за присущих ему социальной, информационной и развивающих функций. Основным приоритетом обучения английскому языку становится развитие личности через формирование универсальных учебных действий. Новизна обучения заключается в том, что процесс рассматривается как система использования английского языка в развитии индивидуальности школьника.
Актуальность формы проведения занятия (внеурочная деятельность) обусловлена анализом сложившейся ситуации в практике преподавания иностранного языка в общеобразовательной школе, которая позволяет устранить противоречия между: во-первых, требованиями программы общеобразовательных учреждений и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике; во-вторых, условиями работы в классно-урочной системе и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.
Развитие творческих способностей школьников невозможно без обобщения педагогом опыта использования эффективных технологий во внеурочной деятельности в системе обучения и воспитания. Изучение английского языка, культуры и быта необходимо рассматривать не только как деятельность учащихся, направленную на освоение школьного предмета, но и как одно из условий, обеспечивающих преподавание иностранного языка и развитие творческих способностей школьников на конкретном жизненном материале[5, с. 97].
Формирование творческих способностей у детей опирается на развитие творческого мышления и следующих компонентов [5, с. 135]:
1.Аналитические компоненты – логичность, подвижность, избирательность, ассоциативность, сообразительность, способность дифференцировать и т. д.
2.Эмоциональные компоненты (чувственно-образное мышление): яркость образов, эмоциональная оценка событий, фактов, явлений и т.д.
3.Созидательные компоненты (наглядно-действенное мышление): поиск рациональных путей решения, нестандартность (проявление индивидуальности, оригинальности, преодоление стереотипов), умение предвидеть результат, стремление синтезировать лучшие знания и умения в деятельности, выбор наиболее приемлемого решения из возможных вариантов и умение обосновать правильность выбора.
Развитие творческих способностей обучающихся на занятиях по английскому языку будет более эффективным, если будут учитываться следующие условия:
- профессиональное мастерство и компетентность преподавателя;
- высокий уровень материально-технической базы школы и хорошее взаимодействие методической и социально-педагогической служб;
- благоприятный психологический микроклимат в школе;
- систематическое проведение занятий;
- процесс формирования творческих способностей непосредственно связан с учебно-познавательной и практической деятельностью;
- педагогические приемы, формы и методы обучения английскому языку соответствуют возрастным индивидуальным особенностям и психофизиологическим возможностям учеников;
- использование системы социально-значимых учебно-творческих заданий разного уровня сложности, ориентированной на индивидуальность ученика, степень его подготовленности;
- отказ от административно-командных форм и методов проведения занятий;
- формирование и развитие положительных качеств личности (творческий потенциал, эмоциональная отзывчивость, художественный вкус, трудолюбие, любовь к Родине, любовь к родному языку и другим языкам, уважение к себе и окружающим) осуществляется, в том числе, и на основе изучения английского языка.
Учитель должен направлять учеников, способствовать развитию их творческих умений на каждом занятии. Только в процессе целенаправленной упорной работы удастся сформировать определенные качества и добиться заинтересованности на уроках. Многообразие форм дидактической работы порождает многообразие целевых установок учащихся, увеличивается объем времени, затрачиваемый на самостоятельную работу. Приобретение знаний, умений и навыков самостоятельной работы приучает учащихся к творческой работе, развивает творческое мышление, создает предпосылки для их применения в системе профессиональной деятельности, совершенствует способности устного и письменного общения, отдавая предпочтение выражению мнений, эмоций и чувств, а также умению аргументировать. Чем больше разнообразных заданий используется, тем эффективнее результаты. Чем интереснее задания подбирает учитель, тем интереснее и больше развивается творческая направленность мышления у детей [3, с. 101].
Можно выделить следующие формы работы над развитием творческих умений: практические занятия; использование песен и стихов; ведение «Языкового портфеля»; защита рефератов и проектов; деловые игры; конференции; работа с текстом, диалогом или монологом, построенная необычным способом.
В настоящее время в практике обучения иностранным языкам в школах России широко используется метод проектов, который приобщает учащихся к исследовательской деятельности, развивает их творчество, самостоятельность, независимость, оригинальность мышления [2, с. 24]. Проектная деятельность значительно расширяет и углубляет знания учащихся в процессе работы над проектом, учит взаимодействовать друг с другом, овладевать умением пользоваться языком, формирует общеучебные интеллектуальные умения работы с информацией на английском языке. При выполнении творческих заданий ученики используют дополнительную литературу, средства массовой информации, Интернет. Можно выделить следующие этапы работы над проектом:
1. Стимулирование, презентация ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике.
2. Выдвижение гипотез решения выявленной проблемы. Обсуждение и обоснование каждой из гипотез. Работа со всем классом, дети высказывают пожелания.
3. Учитель помогает учащимся с подбором лексики.
4. Обсуждение методов проверки из принятых гипотез в малых группах. Обсуждения возможных источников информации для проверки выдвинутой гипотезы. Обсуждение оформления результатов.
5. Учащиеся работают в группах, составляя вопросники для охвата темы проекта.
6. Сбор информации анкетированием, интервьюированием.
7. Коллажирование информации. При этом учащиеся могут работать индивидуально и в группах, рисуют диаграммы, схемы, суммируют полученную информацию.
8. Защита проектов каждой из групп с оппонированием со стороны всех присутствующих. Организация и презентация материала: объединение всего материала в единое целое и получение конечного продукта.
Итогом может быть стенгазета, путеводитель по городу (району, квартире), книга-раскладушка, небольшая презентация, конференция, журнал и т.д.
Данная технология позволяют сделать занятия эмоционально-насыщенными, сочетать разные приёмы обучения. При этом не упускается из виду развитие речи учащихся не только на английском, но и на родном языке.
Метод проектов необходимо применять с учётом возрастных особенностей учеников. Если в начальной школе это небольшие проекты на такие темы, как «О себе», «Моя семья», «Мой друг», «Моя любимая игрушка», «Мой домашний питомец», то в среднем звене это уже «Здоровый образ жизни», «Давайте сделаем наш город успешнее», «Роль иностранного языка в жизни современного человека». Такие задания способствуют практическому применению языка. Дети становятся более раскрепощенными, не боятся говорить, развивают свою индивидуальность.
Готовясь к внеурочной деятельности, огромное внимание следует уделять изучению песен и стихов, рифмованный текст которых помогает легко и быстро усваивать незнакомые слова, позволяет отрабатывать некоторые грамматические структуры, снимать фонетические трудности [1, с. 65]. Проведение занятий в оригинальной, нетрадиционной форме направлено не только на развитие основных видов речевой деятельности, но и на формирование ассоциативного мышления, памяти, навыков общения в коллективе, творческой инициативы школьников.
Творческий характер заданий, предлагаемых в ходе различных конкурсов, игр и соревнований, способствует лучшему запоминанию и усвоению грамматических явлений, расширению лексического запаса, развитию монологической и диалогической речи, а также открывает широкие возможности для индивидуальной работы школьников.
Использование коллективных форм работы (обучение в сотрудничестве) способствует реализации воспитательных целей обучения: школьники становятся субъектами общения, учатся воспринимать, осмысливать и оценивать позицию другого человека, регулировать свое поведение согласно условиям общения. В данном виде деятельности формируется человек культуры – творческая личность.
Таким образом, эффективное развитие творческих способностей обучающихся посредством внеурочной деятельности по английскому языку способствует развитию индивидуальности школьника и реализации его творческого потенциала.
Литература
- Варенинова Ж. Б. / Роль песни в обучении английскому произношению / Ж. Б. Варенинова // Иностранные языки в школе. – 2002. – № 6. – с. 65.
- Васильева Л. Я. / Развивающее обучение иностранным языкам / Л. Я. Васильева // Иностранные языки в школе. – 2008. – № 2. – с. 24.
- Денисова Л. Г. / Драматические игры для творческого этапа обучения / Л. Г. Денисова // Иностранные языки в школе. – 2000. – № 9. – с.101.
- Манилова Н. Я. / Игра на уроке иностранного языка / Н. Я. Манилова // Иностранные языки в школе. – 2007. – № 1. – с. 25.
- Маслыко Е. А. / Настольная книга преподавателя иностранного языка / Е. А. Маслыко, П. К. Бабинская и др. – М.: Высшая школа, 1997. – 254 с.