Требования к портфолио учащегося школы
Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио.
Портфолио ученика: · является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования; · реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – формирование универсальных учебных действий; · предполагает активное вовлечение учащихся в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.
Портфолио является формой оценивания индивидуальных образовательных и творческих достижений ученика.
1. Портфолио служит для решения следующих педагогических задач:
поддерживать и стимулировать учебную мотивацию школьников; поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся; формировать умения: ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность; содействовать индивидуализации образования школьников; закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации; формировать умения отслеживать и гордиться своими успехами в конкурентной среде. Портфолио наряду со вступительными испытаниями является инструментом для осуществления конкурсного набора в профильные классы школы. Портфолио оформляется по желанию ученика и его родителей.
2. Особенности портфолио на трех ступенях обучения.
Первая ступень обучения – начальная школа (1 – 4 классы) Портфолио служит для сбора информации о продвижении в учебной деятельности школьника, для подготовки карты представления ученика при переходе на вторую ступень обучения.
Вторая ступень обучения (5 – 9 классы). Портфолио служит для сбора информации об образовательных достижениях ученика в предполагаемом профиле, для повышения образовательной активности школьника, уровня осознания своих целей и возможностей.
Третья ступень обучения (10 – 11 классы). Портфолио служит инструментом создания индивидуальной образовательной траектории ученика, отражает результаты индивидуальной образовательной активности. Портфолио позволяет отразить способы и результаты профилизации учащихся 10 – 11 классов; содержит информацию об изучаемых предметах и курсах, практиках, проектно-исследовательской деятельности. Портфолио служит дополнением к результатам ЕГЭ или иным формам экзаменов при поступлении в вуз.
3.Требования и нормы, регулирующие построение и действие портфолио.
1. В формировании портфолио участвуют: учащиеся, классные руководители, учителя, психологическая служба, администрация школы.
2. Администрация школы разрабатывает механизм использования портфолио при переходе с 1-й ступени обучения на 2-ю, при наборе в профильные классы.
3. Классный руководитель разъясняет назначение и технологию ведения портфолио, обеспечивает необходимыми формами, бланками, рекомендациями, зачетной книжкой, оформляет итоговые документы (карту представления ученика при переходе в 5-й класс, образовательный рейтинг при поступлении в профильный класс, итоговое резюме выпускника школы). Классный руководитель ранжирует с учеником представленные документы.
4. Учащиеся собирают документы, условно разделяя их на три группы: - Официальные; - Творческие работы, курсы по выбору, социальные практики; - Отзывы, рекомендации.
5. Учителя проводят экспертизу представленных работ по предмету, пишут рецензии, отзывы на учебные проекты.
6. образовательный рейтинг ученика, поступающего в профильный класс, определяется по схеме, утвержденной педагогическим советом школы.
4. Структура и содержание Портфолио ученика
Портфолио ученика основной и средней школы включает в себя:
Титульный лист (обложку);
Содержание (оглавление);
I раздел «Мой портрет»;
II раздел «Портфолио документов»;
III раздел «Портфолио работ»;
IV раздел «Портфолио отзывов»;
V раздел «»Копилка».
Титульный лист (обложка) обязательно сопровождается фотографией и содержит основную информацию о владельце: Ф. И. О. ученика; дату рождения; полное название ОУ и класс; личную подпись ученика. Оформление титульного листа представлено в Приложении 1. 4.1. Раздел I «Мой портрет» содержит сведения об учащемся, владельце Портфолио.
Данный раздел включает в себя: личные данные учащегося, ведущего Портфолио; автобиографию обучающегося; результаты психологической диагностики обучающегося , информацию, помогающую обучающемуся проанализировать свой характер, способности, узнать способы саморазвития, самосовершенствования, самопознания; описание целей, поставленных учащимся на определенный период, анализ их достижений; результаты проведенной работы по профессиональному и личностному самоопределению обучающегося. результаты проведенного обучающимся самоанализа; Провести самоанализ учащемуся помогут: Анкеты «Немного о себе», «Моя родословная» Тесты «Кто Я? Какой Я?», «К чему Я стремлюсь в жизни», «Самооценка» (Приложение 2) 4.2.
Раздел II «Портфолио документов» включает в себя комплект сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений обучающегося. В этом разделе помещаются: перечень представленных в Портфолио официальных документов; все имеющиеся у школьника сертифицированные документы, подтверждающие индивидуальные достижения обучающихся в различных видах деятельности; табели успеваемости; грамоты, дипломы за участие в предметных олимпиадах различного уровня, конкурсах, конференциях и т.п.: сертификаты о прохождении учащимися курсов по выбору учащихся, элективных курсов, о результатах тестирования; благодарственные письма. Подобная модель предполагает возможность как качественной, так и количественной оценки материалов «портфолио». Информация о различных мероприятиях и их результатах заносится в творческую (зачѐтную) книжку ученика. Документы или их копии могут быть помещены в приложении к портфолио. Приложение 3. Примерная схема структуры «портфолио документов» и оценки его материалов представлена в Приложении 4. 4.3.
Раздел III «Портфолио работ» - представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др. Приложение 5. Данный вариант портфолио предполагает качественную оценку, например, по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ, ориентированности на выбранный профиль обучения и др. Количественная оценка требует разработки чѐткой критериальной базы и принятия еѐ на уровне муниципальной (региональной) образовательной сети. Текущим документом является творческая (ученическая) книжка школьника с приложением его работ, представленных в виде текстов, электронных версий, фотографий, видеозаписей. Приложение 6. Ведомости участия в различных видах деятельности представлены в Приложении 7. 4.4.
Раздел IV « Портфолио отзывов» содержит характеристики отношения обучающегося к различным видам деятельности, представленные учителями, педагогами дополнительного образования, одноклассниками, им самим. Портфолио отзывов может включать в себя: перечень представленных отзывов и рекомендаций; заключение о качестве выполненной работы; рецензии; резюме с оценкой собственных достижений; рекомендательные письма; эссе обучающегося, посвященное выбору направления дальнейшего обучения; благодарственные письма из различных органов и организаций. Приложение 8. 4.5.
Раздел V «Копилка» содержит памятки, инструкции, полезную информацию, конспекты занятий, лекций и т.п. Приложение 9. 5. Оформление Портфолио 5.1. Портфолио обучающийся оформляет в соответствии со структурой, в папке с файлами. Обучающийся имеет право включать в Портфолио дополнительные разделы, материалы, элементы оформления и т.п. 5.2. При оформлении должны соблюдаться следующие требования: систематичность и регулярность ведения Портфолио; достоверность сведений, представленных в Портфолио; аккуратность и эстетичность оформления; разборчивость при ведении записей; целостность и эстетическая завершенность представленных материалов; наглядность; наличие оглавления, эпиграфа. Опыт использования различных моделей «портфолио», накопленный в эксперименте по предпрофильной подготовке, позволяет предложить следующие рекомендации.
При разработке «портфолио» целесообразно ориентироваться на три основных его типа:
- «Портфолио документов» - «Портфолио работ» - «Портфолио отзывов»
Приведем примеры: a) Портфолио, состоящий из трех разделов (наиболее объемный и комплексный): «раздел документов» + «раздел работ» + «раздел отзывов».
b) Портфолио, состоящие из двух разделов: «раздел документов» + «раздел работ»; либо «раздел документов» + «раздел отзывов»; либо «раздел работ» + «раздел отзывов».
c) Портфолио «простые» (3 варианта – то есть либо «в чистом виде» портфолио документов, либо портфолио работ, либо портфолио отзывов). Результаты проведѐнных экспериментов показали, что наиболее эффективными и востребованными являются комплексные модели портфолио, причѐм основным рабочим инструментом в экспериментальных территориях стал портфолио документов.
Подведение итогов работы Анализ работы над портфолио и исчисление итоговой оценки проводится классным руководителем.
Оценка по каждому виду деятельности суммируется, вносится в итоговый документ «Сводную итоговую ведомость», утверждается директором и заверяется печатью школы.